icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Время в Татышле
01:09
Среда, 17 Апреля
Рекламный баннер 990x90px top

У страха глаза велики

09:36 16.07.2021 16+

Враждебные действия со стороны ряда государств могут представлять не меньшую угрозу для всего британского общества, чем терроризм. С таким утверждением выступил глава службы контрразведки Великобритании MI-5 Кен Маккаллум (Ken McCallum). Представляя 14 июля ежегодный доклад об угрозах Соединенному Королевству в штаб-квартире ведомства Темз-хаусе (Thames House), он предупредил, что рядовые члены общества тоже могут подвергаться воздействию со стороны спецслужб враждебных государств. Глава MI-5 считает, что «обычным людям» стоит более внимательно относиться к угрозе кибератак, цель которых чаще всего сводится к краже передовых технологий и результатов исследований, распространению дезинформации и вмешательству во внутренние дела.

Как подчеркнула газета The Guardian, хотя в докладе Маккаллума не упоминаются конкретные страны, речь идет в первую очередь о России и Китае. Хотя другая британская газета  The Daily Mail прямо указывает на то, что глава MI-5, говоря о спецслужбах враждебных стран, в первую очередь имел в виду именно Москву и Пекин. По большому счету, выпады г-на Маккаллума в адрес  России никого не удивляют. Достаточно вспомнить, что в обнародованном в марте Комплексном обзоре вопросов безопасности, обороны и внешней политики Великобритании России дается определение как «наиболее острой прямой угрозы» для страны, что вполне вписывается в общий русофобский курс политики нынешнего британского руководства.

«Россия представляет собой серьезный вызов для наших разведслужб, у которых должны быть инструменты, необходимые для того, чтобы с ним справиться. В частности, необходимо принятие нового законодательства для борьбы с иностранными шпионами. Действующий Закон о государственной тайне для этого не подходит. До тех пор, пока эта проблема не будет решена, у разведывательного сообщества Соединенного Королевства будут связаны руки», – призывали еще в прошлом году и в Комитете по деятельности служб разведки и безопасности британского парламента.

Можно вспомнить и майскую тронную речь королевы Елизаветы II, из которой следует, что британские спецслужбы получат дополнительные полномочия для противостояния враждебной деятельности других государств, а также недавние заявления правительства Бориса Джонсона о введении новых законов для борьбы с «враждебными странами», в числе которых опять же упоминаются Россия и Китай.

Нововведения, как отмечала ранее газета The Times, позволят расширить действие существующего закона по преследованию и депортации иностранных шпионов, которые ставят под угрозу национальные интересы Великобритании. В соответствии с ними, отказ от обязательной регистрации будет рассматриваться как уголовное преступление. Более того, правительство Соединенного Королевства также намерено пересмотреть закон о государственной тайне и внести правки, которые позволят применять его также против иностранцев, предпринимающих попытки подорвать национальные интересы Великобритании из-за рубежа, в том числе против киберпреступников, работающих на иностранные государства.

Одним словом, Британия, напуганная мнимой российской угрозой, ужесточает свои законы, стремясь противодействовать Москве. Хотя при этом, ужесточая законодательство, официальный Лондон не приводит ни одного доказательства того, что Россия действительно угрожает безопасности Соединенного Королевства – одни голые заявления.

Здесь невольно напрашивается вопрос: а зачем все это надо британским властям? Как представляется, в первую очередь это предпринимается с целью отвлечь внимание британцев от внутренних проблем, связанных с выходом Британии из Евросоюза (Brexit). А во-вторых, согласно недавно принятой в стране стратегии «Глобальная Британия», официальный Лондон старается повысить свой авторитет на международной арене. Видимо, одним из факторов, который должен этому поспособствовать, является как раз активная антироссийская политика. Ведь других ресурсов для того, чтобы вновь стать ведущей мировой державой, у Великобритании просто нет.

Обращает на себя внимания еще один факт. В последнее время Лондон, опять же в рамках «Глобальной Британии», старается, несмотря на все еще сохраняющиеся «особые отношения», проводить независимую от США внешнюю политику. Причем это осуществляется в ситуации, когда Вашингтон и Москва после российско-американского саммита в Женеве делают некоторые шаги навстречу друг другу. К примеру, Великобритания идет на провокацию в Черном море у берегов Крыма, спровоцировав 23 июня заход в территориальные воды России эсминца Defender. Сближение США и России, судя по всему, являются для Лондона не лучшим сценарием. Если Москва и Вашингтон начнут договариваться, то именно они будут определять глобальную политику. Британия же в этом случае останется на вторых ролях.

В этой связи хотелось отметить, что Россия неоднократно заявляла о готовности к равноправному диалогу с Британией, хотя у Москвы есть немало претензий к Лондону. Например, 17 июня глава МИД России Сергей Лавров в телефонном разговоре с британским коллегой Домиником Раабом (Dominic Raab) подчеркнул важность отказа официальных лиц Соединенного Королевства от необоснованных обвинений в адрес нашей страны. По словам Лаврова, ответственность за неудовлетворительное состояние российско-британских отношений целиком лежит на Лондоне. Как говорится в сообщении российского внешнеполитического ведомства,  распространенном по итогам инициированного британской стороной разговора Лаврова и Рааба, «практикуемый англичанами избирательный характер контактов лишь по тем вопросам, которые интересны для Великобритании, в нормальной дипломатической практике неприемлем».

Однако, это предостережение главы российского внешнеполитического ведомства не произвели на британского коллегу никакого влияния, поскольку буквально через шесть дней Defender вторгся в наши территориальные воды. При этом стоит подчеркнуть, что Лондон заявил о том, что он не отказывается от повторения подобных провокаций.

В этом контексте необходимо вспомнить выступление 30 июня президента России Владимира Путина на Прямой линии с россиянами. Касаясь инцидента с британским эсминцем, он, прежде всего, снизил накал страстей: мир не стоял на грани войны, ибо авторы провокаций знают, что не смогут выйти победителями из этой войны. Однако Путиным было вполне недвусмысленно заявлено: «Вы можете сколько угодно не уважать демократический выбор крымчан, но это не должно принимать военизированные формы. Ответ будет, и мы исходим из того, что даже уничтожение очередного провокатора не приведет к катастрофе».