
08 января 1826 года родился башкирский и татарский поэт-суфий, просветитель, философ и духовнфй деятель Гали Сокорой (Кииков Мухаметгали Габдессалиховича).
Гали Сокорой родился в семье муллы в деревне Старочукурово Татышлинской волости Бирского уезда Оренбургской губернии (ныне Татышлинский район Башкортостана). Происходил из башкирского дворянского рода Кииковых. Его предок в двадцатом колене Майкы-бей был военачальником у Чингис-хана»
Начальное образование получил в Таныпском медресе Пермской губернии. В 1833–1847 годах учился в медресе Бирского и Мензелинского уездов Оренбургской губернии. В 1849–1852 учился в Стерлибашевском медресе Хариса Биктимирова. C 1852 года мулла в родной деревне.
По собственному признанию, стихи начал писать в 17 лет. Первые произведения Гали — ода учителю медресе и элегия на смерть матери. Заметное влияние на него оказало творчество среднеазиатских поэтов-мистиков Ахмета Ясави, Аллаяр-Суфи, Фирдоуси, Саади, Хафизa.
При жизни было опубликовано 5 сборников (всего — 13 произведений из более 100). Многие произведения поэта не опубликованы до сих пор. Рукописи его хранятся в музеях и библиотеках городов Казани, С.-Петербурга и Уфы. Из его рукописного наследия большая часть (рукописное собрание сочинений из девяти тетрадей) хранится в Национальной библиотеке им.А.З. Валиди Республики Башкортостан.
Публикации
«Тәҗвид» («Правила орфоэпического чтения Корана»), 1860
«Дәрри Гәли» («Жемчужины Гали»), сборник стихов, 1873
«Шәмг әз-зыя» («Сияние свечи»), сборник стихов, 1883
«Мәдхе Казан» («Хвала Казани»), поэма 1889
книги религиозных наставлений:
«Замме назыйр» (Добавление к книге «Конец света» Сулеймана Бакыргани),
«Тәрхибе рамазан» («Почитание рамазана») и др.
путевой очерк «Нәсим әс-саба» («Ветер утренней зари») 1872
«Тәварихи Болгария, яки Таҗриби Гари» («История Булгарии, или Приближенный комментарий Гари»), 1879 г. — описание истории культуры Урало-Поволжья.
Неопубликованные
«Мәнзумате Гали» («Стихотворный сборник Гали»)
Цикл стихов «Четыре времени года» «Фосули әрбага» («Четыре времени года»).
Четыре раза совершил хадж в Мекку. Первое своё паломничество в 1872 году описал в книге «Дастан Хаҗнамә» («Заметки о поездке в Хадж»). Поездки в хадж для Гали Сокороя сыграли большую роль не только в плане удовлетворения религиозных потребностей, но и оказали положительное влияние на его мировоззрение. В произведении «Таварих-и Булгария» («История Булгарии») он повествует об историческом прошлом Урала и Поволжья. Оно написано в нескольких вариантах в стихотворной форме и является не только культурно-историческим источником, но и своеобразным памятником художественной литературы.
Занимался просветительством и краеведением, составил несколько вариантов шежере башкирского рода иректы (кара-табын).
Цикл стихов «Четыре времени года» («Фосули эрбага»), оставшийся в рукописи, является одним из лучших образцов башкирской лирической поэзии 19 века. Перу Гали Сокорыя принадлежат сборники стихов «Жемчужины Гали» (1873), «Луч светильника» (1883) и «Хвала Казани» (1889).
Скончался Гали Сокорой 10 декабря 1889 года и похоронен в родной деревне. Благодаря дошедшим до наших дней его произведениям, имя Гали Сокороя нашло достойное место в истории литературы и культуры башкирского народа.
В целях увековечения памяти поэта в 2001 году на его родине – селе Старочукурово, создан Дом-музей. В нём собрано много экспонатов, которые знакомят посетителей с бытом, укладом народа, его материальной и духовной культурой. В музее выставлены стенды с рукописями, фотографиями родственников Гали Сокороя, шежере его рода.
Оставить сообщение: