icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Время в Татышле
17:23
Пятница, 18 Октября
Рекламный баннер 990x90px top

Этот день в истории

07:22 24.10.2022 16+
Этот день в истории.

24 октября 2022 года - Международный день школьных библиотек.
Всех - с праздником!


Международный день школьных библиотек появился в реестре праздников в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО. С тех пор его ежегодно отмечали каждый четвертый понедельник октября. Но в 2008 году на смену одному праздничному дню пришел Месячник школьных библиотек. Теперь каждая организация может выбрать любой подходящий день для проведения праздника и мероприятий.

Главной целью месячника является привлечение общественного внимания к школьным библиотекам, нуждающимся в регулярном пополнении запасов классической и современной литературы. В рамках Дня школьных библиотек проводятся мероприятия по сбору книг от добровольцев, встречи с авторами произведений и интересными людьми, литературные презентации, профессиональные конференции и конкурсы

Планшеты, компьютеры, смарты, айфоны —
Сегодня все школьники с ними знакомы!
Но как ни стремителен времени бег —
Учиться не сможем без библиотек!
Учебники здесь поселились гурьбой,
И нам не пройти мимо книги с тобой,
Не клавиши жмем, а листаем страницы,
Без книг ничему нам не научиться!
Ведь книгу с душою писал человек,
Прославим День школьных библиотек!

26 октября во многих странах отмечается Международный день школьных библиотек. И хотя день этот для всех сопричастных — то есть библиотекарей, безусловно, праздничный, поговорим о грустном.

Бикфордов шнур чтения
Библиотекарь Светлана Чазова — о том, почему цифровые технологии не заменят человеку книжные полки

В прогнозе Агентства стратегических инициатив одной из умирающих профессий назван библиотекарь. Аргументов для «умирания» много — и тотальный цифровой формат данных, и их распределенное хранение, и скорость обработки поискового запроса. Много еще всяких «и»... Да, не способен естественный интеллект к космическим скоростям обработки данных. Печально. Но попробуем разобраться.

Насколько совершенство искусственного интеллекта, который, предполагается, придет на замену библиотечному специалисту, способно преодолеть психологические барьеры общения с разнообразным контингентом читателей, «считать» его настроение и мотивы в поиске того или иного чтива? Согласитесь, сверхбыстрота поиска информации не компенсирует отсутствие душевности, выяснения обстоятельств, побудивших к выбору исторического романа или детектива, фэнтези или «научпопа».

Знаете, чем не обладают современные библиотекари? Это способностью за тридцать секунд смотивировать читателя к выбору произведения. Вот здесь бы поучиться у ритейла! Так подвести аргументы, что потребитель без этой безделицы дальнейшей жизни не представляет. Только здесь, в библиотечном обслуживании, мы встречаем иную материю — духовную. Она соткана из тысячи невидимых нитей, форм и оттенков, которые и сам читатель (и никак не потребитель) не ощущает.

Желание прочесть что-либо, прикоснуться к иным мирам формируется не «здесь и сейчас», а собирается постепенно из детских снов, дворовых игр, маленьких побед и неизбежных утрат. Бикфордов шнур чтения рождается из семейных традиций, из совместных, не показательных походов в «храм книг». Потому что папа хочет найти на полке книгу, которую прочитал в детстве с фонариком, а мама — выяснить, в каком году была напечатана книжка «с теми замечательными картинками».

Меня очень часто спрашивают: «Как заставить ребенка полюбить чтение?» Заставить не получится. «А вы сами что в последний раз читали?» — спрашиваю. «Мне некогда. Ну на отдыхе, может быть, модный роман...». Мне нечего на это ответить. Если ребенок не окружен книжной культурой и это не тема разговоров в семье, добиться успеха вопреки действительности не получится. Все тропы — из семьи. Когда вы последний раз разговаривали со своим ребенком, делясь ощущениями от прочитанного? Пытались ли вместе преодолеть чувство сожаления, когда книга так быстро кончилась? И мечтать: «А что мы завтра возьмем с полки?»

А библиотека поможет нащупать свой читательский путь, найти то течение, которое для ребенка близко ритму его сердца. Если же книжная стихия — неродная среда, то он будет послушно раз в неделю брать выданную книгу, вести читательский дневник. Но эти механические действия не дадут обещанных всходов, не перейдут в его семью чудаковатой привычкой при встрече спрашивать «Что читаешь?» вместо безликого «Как дела?».

Современная школьная библиотека — не только учебники и Пушкин с Некрасовым из школьной программы. Именно здесь за неспешным, задушевным разговором рождается понимание, «почему папа говорил, что Гек круче, а мама — что Том».

Поэтому один совет родителям первоклашек: при выборе школы не забудьте заглянуть в школьную библиотеку. Если библиотечная площадка для руководства учреждения не пустой звук и вы почувствовали внимание к этой стороне школьной жизни — ваши ожидания на пути к цели!

Но внимание! И здесь таится подвох: погоня за новейшими технологиями и модными интерьерами не даст многого, если у всего этого хозяйства не будет настоящего профессионала. Человека, владеющего знаниями о рынках учебников, художественной литературы, периодики и баз данных, компетентного в построении информационной среды, адекватно ведущего аккаунты в социальных сетях, да еще и присматривающего за информационной грамотностью всего контингента школы. И это только вершина айсберга!

Не устаю повторять: современный библиотекарь как универсальный солдат. Уметь должен всё и чуть-чуть больше. В наш век многопрофильности и многозадачности профессиональный библиотечный специалист знает всё, что вам надо «здесь и сейчас» в удобном формате и с ориентацией на ваши личные интересы.

Так, может, не будем изобретать колесо?

Автор — кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения МГИК, заведующая школьной библиотекой Международной гимназии «Сколково»

#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #школьнаябиблиотека

Источники:

Бикфордов шнур чтения

3432

Оставить сообщение: